Звоните нам 8 (4932) 28-09-39
153000, г.Иваново, ул.Багаева, д.59, вход №1, 2 этаж
Режим работы
Пн — Пт: 9:00 — 17:30, Сб, Вс: выходной
Перспективы развития лифтового хозяйства. Настоящее и будущее.
АРС - ГАРАНТ > Новости компании «АРС-Гарант» > Статьи > Перспективы развития лифтового хозяйства. Настоящее и будущее.

Раз­ра­ботан лифт, спо­соб­ный пе­реме­щать­ся не толь­ко вверх и вниз, но и го­ризон­таль­но и да­же нак­лонно. Это от­кро­ет ши­рокие воз­можнос­ти для ар­хи­тек­то­ров, про­ек­ти­ров­щи­ков и вы­ведет от­расль на но­вый уро­вень.

Лиф­то­вая ис­то­рия

В Рос­сии пас­са­жир­ские лиф­ты по­яви­лись XVIII ве­ке в двор­цо­вых пос­трой­ках Цар­ско­го Се­ла, под­москов­ной усадь­бе Кус­ко­во, подъ­ем­ные стол и крес­ло – в пет­родвор­цо­вом Эр­ми­таже. В 1795 го­ду Иван Ку­либин раз­ра­ботал конс­трук­цию вин­то­вого пас­са­жир­ско­го лиф­та (подъ­ем­ных и спус­кных кре­сел) для Зим­не­го двор­ца. В 1816 го­ду лифт был ус­та­нов­лен в глав­ном до­ме под­москов­ной усадь­бы Ар­хангель­ское.

Од­на­ко го­дом рож­де­ния подъ­ем­ной ма­шины все же счи­та­ет­ся 1854-й, ког­да Элай­ша Грей­вс Отис про­демонс­три­ровал пер­вый бе­зопас­ный лифт на выс­тавке в Нью-Й­ор­ке.

Од­на­ко за 160 лет, про­шед­ших с изоб­ре­тения Оти­са, осо­бого ап­грей­да сис­те­мы не про­изош­ло, она ос­та­валась преж­ней: ка­бина, под­ве­шен­ная на тро­сах, и про­тиво­вес, сни­жа­ющий энер­го­зат­ра­ты. Та­кие лиф­ты для вы­сот­ных зда­ний не го­дят­ся. Для вы­сот­ных зда­ний нуж­ны подъ­ем­ни­ки с без­ре­дук­торным при­водом с боль­ши­ми ско­рос­тя­ми.

Толь­ко в 1996 го­ду ин­же­неры фин­ской ком­па­нии KONE изоб­ре­ли и за­пус­ти­ли в мас­со­вое про­из­водс­тво лиф­ты MonoSpace. Для вер­ти­каль­но­го тран­спор­та изоб­ре­тение без­ре­дук­торно­го элек­три­чес­ко­го при­вода, поз­во­лив­ше­го из­ба­вить­ся от ма­шин­но­го от­де­ления, соз­дать еди­ное ус­трой­ство и раз­местить­ся в ком­пак­тной шах­те, ста­ло тех­но­логи­чес­ким про­рывом.

Стрем­ле­ние вверх

По рас­че­там эк­спер­тов, к 2050 го­ду 70% ми­рово­го на­селе­ния бу­дет про­живать в го­родах. И без вы­сот­но­го стро­итель­ства раз­местить всех же­ла­ющих в ме­гапо­лисах не по­лучит­ся. Бо­лее то­го, вы­сот­ные зда­ния в пос­леднее вре­мя ста­новят­ся мно­гофун­кци­ональ­ны­ми: как пра­вило, под зем­лей рас­по­лага­ет­ся пар­кинг, над ним ри­тейл, да­лее офи­сы, а в вер­хней час­ти жилье. Что от­ра­жа­ет тре­бова­ние и к эф­фектив­ной схе­ме оп­ти­миза­ции тра­фика лиф­та.

Ме­ханизм лиф­та

Двух­па­луб­ные лиф­ты име­ют боль­шую мас­су и тре­бу­ют вы­делен­но­го ма­шин­но­го от­де­ления

Кро­ме то­го, из­вес­тно, что в пос­ледние го­ды рас­тет сред­няя вы­сота зда­ний: в 2000 го­ду этот по­каза­тель для 20 са­мых вы­соких ба­шен ми­ра сос­тавлял 375 м, в 2010- м – 439 м, а к 2020-му ожи­да­ет­ся по­выше­ние до 598 м.

При этом вы­сота не от­ра­жа­ет ре­аль­но­го оби­тания все­го зда­ния. В по­гоне за вы­сотой де­вело­перы и ар­хи­тек­то­ры, на­ходя­щи­еся у них на служ­бе, пы­та­ют­ся на­ращи­вать ее раз­личны­ми спо­соба­ми. В ос­новном за счет шпи­лей, дру­гих ар­хи­тек­турных де­талей, соз­да­ни­ем эта­жей под раз­ме­щение тех­ни­чес­ко­го обо­рудо­вания. Но, как пра­вило, вер­ти­каль­ный тран­спорт до са­мой вер­хней точ­ки не ве­дут, там нет и лес­тниц, они не­дося­га­емы как для лю­дей, так и для по­жар­ных под­разде­лений. Возь­мем, к при­меру, «Бурдж-Ха­лифа» (Ду­бай) – оби­та­емая часть в этом зда­нии сос­тавля­ет пер­вые 600 м, а сле­ду­ющие 244 м не­оби­та­емы, соз­да­ны, ве­ро­ят­но, для прес­ти­жа.

Но не столь­ко прес­тиж по­нуж­да­ет вла­дель­цев стро­ить за­ведо­мо не­оби­та­емые час­ти вы­соток. Де­ло в том, что вер­ти­каль­ный тран­спорт по­ка име­ет тех­но­логи­чес­кие ог­ра­ниче­ния. И чем вы­ше зда­ние, тем боль­ше подъ­ем­ни­ков пот­ре­бу­ет­ся для обес­пе­чения тра­фика. По мне­нию Фи­лип­па Ни­кан­дро­ва, име­ет смысл воз­во­дить вы­сот­ки, це­ленап­равлен­но су­жая вер­хние эта­жи. Это поз­во­лит сок­ра­щать чис­ло лиф­тов, ве­дущих к вер­ши­не зда­ния, сох­ра­няя эф­фектив­ность пла­ниров­ки в со­от­но­шении яд­ро – этаж.

В тра­дици­он­ной сис­те­ме единс­твен­ная схе­ма, ко­торая мог­ла су­щес­тво­вать, – это скай-лоб­би (про­межу­точ­ные вес­ти­бюли). Лиф­ты-шат­тлы в этом слу­чае под­ни­ма­ют­ся на скай-лоб­би, а да­лее ло­каль­ные подъ­ем­ни­ки пе­рево­зят на нуж­ный этаж. Лиф­ты-шат­тлы дви­га­ют­ся тран­зи­том, не ос­та­нав­ли­ва­ясь, и мо­гут на­бирать ско­рость бо­лее 10 м/с. Но та­кие подъ­ем­ные ма­шины не­об­хо­димо обо­рудо­вать сис­те­мами ста­били­зации дав­ле­ния, что­бы пас­са­жиры не ис­пы­тыва­ли дис­комфор­та при рез­ком спус­ке или тор­мо­жении.

Двух­па­луб­ные лиф­ты раз­де­лили

Обес­пе­чить ком­фор­тный тра­фик по­мога­ют двух­па­луб­ные лиф­ты (дву­хэтаж­ная ка­бина), ко­торые бы­ли изоб­ре­тены еще в 30-х го­дах прош­ло­го ве­ка. Ми­нус та­ких ма­шин в том, что рас­сто­яние меж­ду ка­бина­ми дол­жно рав­нять­ся рас­сто­янию меж­ду эта­жами, – та­кой ва­ри­ант обес­пе­чива­ет вход и вы­ход с двух эта­жей од­новре­мен­но. При этом на чет­ные эта­жи пас­са­жир мо­жет по­пасть толь­ко со вто­рого эта­жа ка­бины, а на не­чет­ные – с пер­во­го.

Ком­па­ния OTIS усо­вер­шенс­тво­вала двух­па­луб­ные лиф­ты, вне­ся не­боль­шое из­ме­нение, поз­во­ля­ющее во вре­мя дви­жения лиф­та умень­шать или уве­личи­вать рас­сто­яние меж­ду ка­бина­ми. По­яви­лась воз­можность ис­поль­зо­вать двух­па­луб­ные лиф­ты в зда­ни­ях с раз­ны­ми рас­сто­яни­ями меж­ду эта­жами, ко­торые из­на­чаль­но не бы­ли пред­назна­чены для та­ких лиф­тов.

Шах­та лиф­та

По­ис­ти­не ре­волю­ци­он­ная раз­ра­бот­ка ком­па­нии ThyssenKrupp Elevator да­ет воз­можность экс­плу­ати­ровать две не­зави­симые лиф­то­вые ка­бины в од­ной шах­те, рас­ска­зыва­ет Фи­липп Ни­кан­дров. По его мне­нию, та­кое ин­же­нер­ное ре­шение (лиф­то­вая сис­те­ма TWIN) поз­во­ля­ет эко­номить прос­транс­тво, по­выша­ет про­из­во­дитель­ность вер­ти­каль­но­го тран­спор­та и тем са­мым от­кры­ва­ет но­вые пер­спек­ти­вы для ар­хи­тек­то­ров.

Кро­ме то­го, идея обес­пе­чива­ет вы­сокую эф­фектив­ность пе­ред­ви­жения при ос­на­щении вы­сот­ных зда­ний (до 200 м) и при мо­дер­ни­зации су­щес­тву­ющих. Уп­равле­ние вы­зова­ми в лиф­то­вой сис­те­ме TWIN осу­щест­вля­ет­ся с по­мощью прог­рессив­ной ин­теллек­ту­аль­ной сис­те­мы Destination Selection Control (DSC), ко­торая от­ве­ча­ет за рас­пре­деле­ние вы­зовов в груп­пе, рас­счи­тывая для каж­до­го пас­са­жира и все­го лиф­то­вого ком­плек­са на­илуч­ший мар­шрут.

Рас­по­ложен­ные в хол­ле сен­сорные эк­ра­ны сис­те­мы уп­равле­ния лиф­та­ми DSC пред­назна­чены для ин­те­рак­тивно­го вы­зова ка­бины, они спо­соб­ны ин­форми­ровать пас­са­жира, ка­кой имен­но лифт из груп­пы дос­та­вит его на не­об­хо­димый этаж. При этом до­пол­ни­тель­ной па­нели уп­равле­ния в ка­бине не тре­бу­ет­ся. Та­кие лиф­ты ус­та­нов­ле­ны в баш­не «Фе­дера­ция» (Рос­сия). При компь­ютер­ном уп­равле­нии сни­жа­ет­ся эле­мент че­лове­чес­ко­го фак­то­ра.

UltraRope – но­вин­ка рын­ка, ко­торую прод­ви­га­ет ком­па­ния KONE. Спе­ци­алис­ты раз­ра­бота­ли так на­зыва­емый ком­по­зит­ный Уль­траТ­рос (вы­сокоф­рикци­он­ное по­ли-уре­тано­вое пок­ры­тие с ос­но­вой из уг­ле­волок­на). Та­кой трос го­раз­до лег­че и проч­нее тра­дици­он­но­го сталь­но­го, что по­выша­ет энер­го­эф­фектив­ность сис­те­мы. Уль­траТ­рос поз­во­лит лиф­там под­ни­мать­ся на вы­соту до од­но­го ки­ломет­ра, что вдвое пре­выша­ет сов­ре­мен­ные по­каза­тели. Тех­но­логия ис­клю­ча­ет не­дос­татки, при­сущие сталь­ным тро­сам, – вы­сокое пот­ребле­ние энер­гии, рас­тя­жение, боль­шие дви­жущи­еся мас­сы и вре­мя на под­го­тов­ку лиф­то­вых шахт. Для срав­не­ния: сталь­ные тро­сы для баш­ни вы­сотой 400 м ве­сят 18,5 т, а уг­ле­воло­кон­ный 1,170 т, то есть в 18 раз мень­ше.

Ре­волю­ци­он­ная идея

Ин­же­неры ThyssenKrupp Elevator пред­ло­жили ми­ру но­вую тех­но­логию ли­ней­но­го дви­гате­ля лиф­та. Эк­спер­ты рын­ка про­рочат боль­шое бу­дущее этой идее, пос­коль­ку это не прос­то но­вый лифт – это но­вая вер­ти­каль­ная и го­ризон­таль­ная тран­спортная сис­те­ма. Два го­да на­зад ком­па­ния за­патен­то­вала лиф­ты, поз­во­ля­ющие пе­реме­щать­ся в зда­нии и вер­ти­каль­но, и го­ризон­таль­но, и нак­лонно.

Это про­рыв в раз­ви­тии вер­ти­каль­но­го тран­спор­та. Пред­ставь­те, подъ­ем­ная ма­шина, где нет ни тро­сов, ни про­тиво­весов, с по­мощью ли­ней­но­го дви­гате­ля ка­бина пе­реме­ща­ет­ся са­ма в лю­бом нап­равле­нии, по прин­ци­пу Маг­лев по­езд («по­езд на маг­нитной по­душ­ке»). Эта идея от­кры­ва­ет не­веро­ят­ные воз­можнос­ти для ар­хи­тек­то­ров и про­ек­ти­ров­щи­ков, пос­коль­ку по­яв­ля­ет­ся воз­можность за счет ис­поль­зо­вания та­кого обо­рудо­вания со­еди­нить зда­ния или ин­фраструк­ту­ру мет­ро и т. д. В и­юле сле­ду­юще­го го­да об­ра­зец но­вого лиф­та мож­но бу­дет пос­мотреть в дей­ствии. По­ка толь­ко в Гер­ма­нии.

Оте­чес­твен­ные лиф­ты для ВИ­Пов

Ка­чес­тво и бе­зопас­ность лиф­то­вого обо­рудо­вания, бе­зус­ловно, сто­ит при вы­боре ре­шения на пер­вом мес­те. Вмес­те с тем не­мало­важ­ное зна­чение име­ет ди­зайн, экс­клю­зив­ное офор­мле­ние ин­терь­ера ка­бины, это соз­да­ет нас­тро­ение и ком­форт при пе­ред­ви­жении.

Про­ек­ты лиф­тов

Эк­спер­ты про­рочат боль­шое бу­дущее но­вой тех­но­логии ли­ней­но­го дви­гате­ля лиф­та, пос­коль­ку это не прос­то но­вый лифт — это но­вая вер­ти­каль­ная и го­ризон­таль­ная тран­спортная сис­те­ма

Ис­сле­дова­ние, про­веден­ное спе­ци­алис­та­ми ком­па­нии, по­каза­ло, что 85% пас­са­жиров, по­кинув­ших ка­бины лиф­та, не спо­соб­ны наз­вать бренд подъ­ем­ни­ка, но мо­гут оце­нить, нас­коль­ко ком­фор­тным бы­ло пе­ред­ви­жение, ка­ким был уро­вень шу­ма, плав­но ли шел лифт, нас­коль­ко ин­те­рес­но офор­мле­на ка­бина. Для фут­боль­но­го ста­ди­она в Ека­терин­бурге был раз­ра­ботан ВИП-лиф­тсо спе­ци­аль­ным ди­зай­ном. В ка­бине раз­мести­ли объ­ем­ный све­тиль­ник в ви­де фут­боль­но­го мя­ча, объ­ем­ные, с под­свет­кой, вы­дав­ленные из ме­тал­ла изоб­ра­жения иг­ро­ков. Ус­та­нови­ли, как то­го тре­бова­ло тех­ни­чес­кое за­дание, те­леви­зор и ка­меры, и это про­из­ве­ло впе­чат­ле­ние.

Не ме­нее ин­те­рес­ным стал и дру­гой про­ект О­ОО ТД «Век», ре­али­зован­ный при стро­итель­стве оте­ля Beton Brut в Ана­пе. Па­норам­ные лиф­ты, по­мещен­ные в стек­лянной шах­те, удач­но впи­сались в вось­ми­этаж­ный ат­ри­ум и как бы рас­тво­рились в нем. При этом про­тиво­вес был от­де­лан тем же ма­тери­алом, что и шах­ты лиф­та.

Ми­ха­ил Мо­лоч­ни­ков счи­та­ет, что су­щес­тву­ет три ва­ри­ан­та под­дер­жки ар­хи­тек­ту­ры зда­ния лиф­том, ре­ша­ющие раз­ные за­дачи.

В час­тнос­ти, лифт, вы­пол­няя свое ос­новное пред­назна­чение, дол­жен стать гар­мо­нич­ной частью ар­хи­тек­турно­го об­ли­ка зда­ния, сли­вать­ся с ним. В этом слу­чае, нап­ри­мер, пок­ры­тие по­ла в лиф­те и хол­лах мо­жет быть из од­но­го ма­тери­ала, так же как, ска­жем, мо­гут сов­па­дать ре­шения по от­делке лиф­то­вой ка­бины и са­мого зда­ния.

Вто­рой ва­ри­ант: лифт спо­собен стать осо­бен­ным эле­мен­том зда­ния, на ко­тором де­ла­ет­ся ак­цент. Есть и третье ре­шение, ког­да лифт ре­ша­ет за­дачу под­дер­жки брен­да в раз­личных тор­го­вых цен­трах. В этом слу­чае шах­та мо­жет быть от­де­лана изоб­ра­жени­ями фир­менной про­дук­ции.

Лиф­ты элит­но­го клас­са, кро­ме ин­те­рес­но­го ди­зай­на, дол­жны об­ла­дать на­бором тех­ни­чес­ких эле­мен­тов, ха­рак­терных для биз­нес-клас­са. Нап­ри­мер, соз­да­ние нап­равля­ющих баш­ма­ков с не­зави­симой под­веской с ис­поль­зо­вани­ем сай­лент­бло­ков ав­то­моби­ля – поз­во­лило поч­ти пол­ностью снять виб­ра­цию с ка­бины.

Офор­мле­ние ка­бины ком­по­зит­ны­ми ма­тери­ала­ми обес­пе­чило поч­ти пол­ную ее шу­мо­изо­ляцию и в пол­то­ра ра­за сни­зило мас­су, что по­выси­ло энер­го­эф­фектив­ность, на ко­торую об­ра­ща­ют прис­таль­ное вни­мание при про­ек­ти­рова­нии элек­трос­набже­ния.
Акус­ти­чес­ко­го ком­форта до­бились при­мене­ни­ем ней­ло­новых шки­вов, чем ис­клю­чили кон­такт ме­тал­ла с ме­тал­лом, а пот­ре­битель­ские свой­ства по из­но­сос­той­кос­ти уве­личи­ли в во­семь раз.

В чис­ле раз­ра­боток спе­ци­алис­тов ком­па­нии – ос­на­щение лиф­тов фун­кци­ей пре­дот­кры­вания две­ри. Ины­ми сло­вами, две­ри от­кры­ва­ют­ся за 13 се­кунд до под­хо­да пас­са­жира к эта­жу, что поз­во­ля­ет не за­дер­жи­вать­ся при вхо­де и вы­ходе из ка­бины. Кро­ме то­го, лиф­ты обо­рудо­ваны ча­сами и ка­лен­да­рями, спо­соб­ны­ми са­мос­то­ятель­но оп­ре­делять уро­вень пас­са­жиро­пото­ка в раз­ное вре­мя су­ток.

Все­го 160 лет на­зад изоб­ре­тение лиф­та поз­во­лило прис­ту­пить к стро­итель­ству не­бос­кре­бов. Пос­ледние раз­ра­бот­ки уже в не­дале­кой пер­спек­ти­ве по­могут снаб­дить вы­сот­ные зда­ния вер­ти­каль­ным тран­спор­том, спо­соб­ным не толь­ко под­ни­мать на­верх, но и пе­реме­щать пас­са­жиров по кру­гу.

×

×