Как рассказал Владимир Калинкин, в настоящее время контроль соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства требованиям технических регламентов исключен из функций государственного строительного надзора. В связи с этим, возрастает ответственность экспертных организаций за качество проведения экспертизы и точность оценки соответствия проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. А органам государственного строительного надзора необходимо перестраивать свою работу под новые условия.

«Строительный надзор — важнейший элемент технологической цепочки в строительной отрасли. Именно на инспекторов возложена огромная часть работы по обеспечению качества и безопасности строящихся объектов», — отметил Владимир Калинкин.

По его словам, законодательство необходимо совершенствовать с акцентом на профилактику нарушений в части обязательных требований и защиты прав бизнеса при проведении контрольных мероприятий, обеспечение открытости надзорной деятельности и гарантии прав подконтрольных субъектов.

«Впереди еще много работы по регламентации порядка проведения государственного строительного надзора, в том числе по новым поднадзорным объектам, переход на новые технологии осуществления проверок. Нам необходимо создать действенный механизм обеспечения качества и безопасности строящихся объектов», — заявил директор департамента разрешительной деятельности и контроля Минстроя России.

Он добавил, что для того, чтобы наладить полноценную нормативно-правовую и методологическую работу по обеспечению эффективного проведения государственного строительного надзора, нужна слаженная совместная работа всех участников: федеральных и региональных органов, а также бизнеса.

В настоящее время действующей редакцией ч. 10 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена возможность оспаривания застройщиком или техническим заказчиком отрицательного заключения экспертизы в судебном порядке. Оспаривание положительного заключения экспертизы органами, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство, либо органом регионального государственного строительного надзора законодательством не предусмотрено.

Поэтому проектом предлагается внести изменения в ст. 49 ГрК РФ, дополнив ее ч. 10.1 следующего содержания: «Положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий может быть оспорено органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство, органом регионального государственного строительного надзора в судебном порядке».

Как поясняет строительное ведомство, указанные органы не наделены правом на проведение оценки соответствия результатов инженерных изысканий и проектной документации требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в частности технических регламентов, и обязаны выдавать разрешения на строительство при наличии положительного заключения экспертизы и других необходимых документов, установленных ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Кроме того законодатель предлагает расширить круг лиц, уполномоченных обжаловать заключение экспертизы в экспертной комиссии в случае несогласия с ним. Предусматривается наделить таким правом органы, уполномоченные выдавать разрешение на строительство, а также орган регионального государственного строительного надзора.